Основная школа »

Сценарий проведения классного часа на тему: «Русская весна»
Сценарий классного часа на тему: « Русская весна »

Цель: познавательная, приобщение учащихся к народным праздникам.

Задачи: расширение представления об истории и культуре русского народа.

Форма: классный час – состоит из 2 –х частей: познавательная лекция, конкурсы, тесты.

Подготовительная работа. Учащиеся класса подбирают материал, иллюстрации связанные со старинными праздниками и обрядами. Слушают лекцию, подготовленную самими учащимися, при непосредственном руководством учителя.

Ведущий 1 – С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Мы и сегодня говорим: «Круглый год». Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Особое место на Руси отводилось весенним праздникам. О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада». В русских летописях мы встречаем синоним слову «год» - «лето». В такое-то лето, пишет летописец, произошло то или иное событие. Обращаясь, друг к другу, мы по традиции говорим: «Сколько тебе лет?» или «Какой тебе годок?».
Ведущий 2 - Весну называют пролетьем, т.е. временем, с которого собственно и начинается новый год. Дети прекрасно себя чувствуют этот отрезок времени как в окружающей, так и в их собственной жизни. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах, сказках, пословицах и загадках. Все события размещались по кругу дней года, мудро и наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося колеса, т.е. по движению солнца. Есть сарая поговорка – «жили в лесу - молились колесу». Наши предки ощущали свое единство с окружающей природой и старались жить в согласии с природой. Они были убеждены, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим с собой, друг с другом, сбиваемся с ритма чередования труда и праздника.
Ведущий 1 – Астрономическое начало весны 20 – 21 марта, древнерусское название марта – протальник, солнечный протальник. Почитание воды на Руси было связано с ее живительной силой, а так же очистительной и целебной. Мартовская талая вода считалась «пользительной», ее хранили для особых случаев, например для приготовления обрядового пива, девушки использовали как средство от веснушек, от загара, солнечных ожогов, ей отпаивали ослабевший за зиму скот, домашнюю птицу: « В марте курица из лужицы напьется».
Ведущий 2 – Название месяца март пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения, от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. На Руси первый месяц весны называли: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник они отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу. В этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу. Весна - красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колесочке!
Весна – красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко!
Ведущий 1 – Дети забирались на солнечные пригорки, залезали на крыши домов весело распевали весенние песенки: Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
В языческие времена солнце обожествляли, называя Дажбогом, Ярилой.
Март начинался с Яриловых праздников. Ярило в славянской мифологии
считается богом плодородия, деторождения и плодоношения. Ярило является главным поединщиком, побеждающим холод зимы.
Ведущий 2 – 1 марта борьба тепла с холодом и Ярило «поднимает зиму на вилы». В этот день на возвышенных местах, называемых «Яриловой плешью», зажигали костры – Ярилины огни. По этому поводу есть старинная русская загадка:»Шла плешь на гору, шла плешь под гору ... Ту же плешь на здоровье съешь». Ответ – блины, что возвращает нас к проводам зимы , к Масленице. Дети играли во всевозможные игры, прогоняя сварливую зимушку-зиму, убирали снег. Считалось, что первомартовское солнце благоприятно росту и здоровью детей.
Ведущий 2 – 2 марта продолжались Ярилины игры, совершался старинный русский обряд – боронился снег, особенно там, где он покрывался темным слоем. Этот обряд назывался «утучнением снега».
3 марта – дети кормили птиц, выпеченными для этих целей пирожками из овсяной муки – овсянничками. Считалось, что птицы – вестники весны. В это время птичка – овсянка издавала звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!».
4 марта – первая в новом году Красная горка, подтаявшая макушка ближайшего яра ( яр – место Ярилы). Все в этот одевались празднично и ярко, заклинали солнце – Ярилу, чтобы жизни силу, чтобы светило земное не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Для кормления птиц крошили хлеб, а крошечки бросали за спину, заманивая весну.
5 марта – день Тимофея – весновея, когда отчетливо веет весной. В этот день наблюдали за природными явлениями, стараясь предугадать, какая в году выпала весна. С этого времени остерегались вредноносных духов, способных вызвать болезнь. Действительно, в марте легче всего поверить в нечисть. Слабость и болезнь, усиливаемые Великим постом и промозглой погодой, в марте – дело обычное. «Вешняя (весенняя) дрема», как говорили в старину, охватывает людей.
Ведущий 1 - 10 марта – старики советовали быть особо осторожными, называли этот день именем Тарасия-кумохи. Слово «Кумоха» в древнерусском языке означает лихорадку, одну из нечистых сил. С этого дня считалось вредным спать по вечерам, так как можно наспать «кумоху». Издревле боялись на Руси весенней лихорадки, называя ее «трясовицей», считая, что не менее 12 демонов скрывается за этой болезнью. Считалось, что прогнать демонов болезни можно весельем и трудом.
12 марта – день Прокопа, который, по народным приметам, окончательно рушит зимний наст, дорогу прокалывает.
13 марта – Василий – капельник. В это день собирали в лесу целебные ветки сосны. Сосновые почки заваривали и вдыхали их жар, считая, что пар, идущий от сосновых почек, лекарственен, целебен.
14 марта – называют днем Весновки. К этому празднику готовились первые две недели марта. Сейчас этот день называют – днем Евдокии. Считанется если в этот день «курочка напьется водицы талой и лужицы, то быть хорошему урожаю на огородах: огурцам, кабачкам, помидорам и т. д. Считалось в народе примета «На весновку погоже – все лето пригоже».По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название – Весновка – свистунья. В языческие времена у славян был даже особый бог – Посвист, призывающий на землю весну. Дети бегали и призывали весну такими словами: «Приди, солнышко, и к нашим окошечкам». Считалось, что даже кикиморы лесные в этот день делаются смирными и ручными. Талой мартовской водой на Весновку- свистунью мыли в доме полы, этой же водой – «снежицей» обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью, говорили: «У Евдокии- вода, У Егория (в мае) – трава». Пекли обрядовое печенье, придавая ему вид жаворонков, причем ставили тесто на солнце, чтобы Ярило вошло в него. Этим печеньем кормили птиц, вестниц весны. С весновки начинались первые оттепели. Считалось, что как пройдет праздник, с весельем или нет, такой и жди весны – скорой или зхатяжной.
Ведущий 2 – 22 марта - основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия. Этот день еще называли Сороки. Обычно в этот ожидался прилет жаворонков, ребята заклинали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» С этого дня считали, что новый год входит полностью в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали детям спать, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире в момент, когда «год ломается».На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц:»сорок птиц прилетает». По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча вовнутрь льняное или конопляное семя. Это печенье раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели», тем самым благословляли детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. В стихотворной форме так же дети кричали: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову». Считалось, что эти магические действия и слова приблизят теплое время года. Много и других обрядов существовало на Сороки: махали с крыш самодельными бумажными птичками, водили хороводы, пели песни, разгадывали весенние загадки, играли в весенние народно-спортивные игры, качались на качелях, рассказывали сказки. Все это расценивалось как особые, магические действия, способствующие обретению весенней полной силы, вызывающие таинство таяния. В тоже время, прекрасно понимая, что до тепла еще далеко, поговаривали: «Сорок мучеников, сорок утренников, сорок заморозков». В народе считалось, что если морозные утренники начиная с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет хорошим, приветливым.
30 марта – Алексей теплый. Это последний праздничный день месяца. Говорили в народе «с гор вода, а рыба со стану». Это день рыболова, поскольку рыба возвращается к жизни с зимовья. Это праздник окончательной победы весны: «Покинь сани – снаряжай телегу». На улице ребята обливались талой водой, считающейся оберегом от болезней. троекратно восклицая: « ЛАДА!» Это слово часто встречается в русских народных сказках, в песнях и детских играх. Оно означает любимый, а «ладяти» - играть, делать, в русском языке оно служит ласкательным эпитетом для душевного друга. С 30 марта весна вступала в полные свои права. На обочинах дорог проглядывал первоцвет – мать – и – мачеха. В этот день говорили: «Алексей – человек Божий зиму - земскую на нет сводит».В последний день марта в русских деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху – гусиные бои. А если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.
Мартовские приметы говорили о том, каким будут весна и лето.
И так, самые основные:
5 – если оттепель и курочка у порожка воды напьется, то лету быть мокрым;
15 – если метель, то долго травы не будет;
16 – каков день, таково и лето;
17 – если прилетели грачи прямо в гнездо, то ожидается дружная весна;
С 22 будет сорок утренних морозов до 30 апреля и если эти утренники будут постоянны, то лето ожидается теплым;
29 – тепло, значет вся весна будет теплой;
30 – подмечали, каковы ручьи, считая, что они указывают на характер разлива рек.
В старину опасались преждевременного тепла. Лучше всего, когда борьба зимы и весны идет ровно, шаг за шагом приближая таяние и тепло.
Символом русской весны – драгоценный камень изумруд. В народе говорили: « Посмотришь утром на изумруд – за день не сделаешь ничего плохого». Камни марта – аквамарин и яшма, символизирующие голубизну неба ожидаемую всем сердцем новую травушку – муравушку.
Ведущий 1- Второй месяц весны – Апрель. В народе его называли березозолом, он наполнен праздничными днями оживления природы: «Вешнее солнышко воскрешает землю». В душе мы всегда связываем весну с началом чего-то нового в своей жизни. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В народе считали, что весна будет дружной, если люди, прежде всего дети, будут дружными, сумеют ладить друг с другом.
В слове «апрель» для нашего слуха звучит – прель, прелость; русское «преет» означает отогреваться. Это слово рифмуется с капелью, с прелестью рождения новой нежной земли. Нынешнее название месяца происходит от латинских словосочетаний: «апрекус – арперире – априлис», что соответственно значит: согреваемый солнцем – отогревабщий землю – раскрывающий свои дары. Преображение природы связывали с солнцем и дождем: «Апрель всех напоит». В апреле русские ребятишки призывали на землю дождик, манили солнечный жар:
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошко:
Посыплю горошку.
Дни за днями бегут
В красненьких сапожках,
В беленьких чулочках.
Твои детки плачут,
Пить есть хотят.
Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи;
Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!
Дождичек, роси, роси,
Девушка, расти, расти!
Я у Бога сирота,
Отпираю ворота
Ключиком, замочком,
Золотым платочком.

В народном словаре есть перечень природных образных названий этого месяца: водогон, ручейник, цветенгь, предвесник лета, березозол.Особо покланялись Матери Сырой Земле, ею клялись при заключении договоров, при этом целуя ее или возлагая на голову кусок дерна. Иногда съедали крупицу почвы. Земля на Руси считалась одной из главных «стихий» мира, как вода, огонь и воздух. Все эти стихии оживали весной. Но источником всего живого в понимании наших предков являлась именно Земля – мать всего, что есть в мире. С принятием христианства образ Матери Сырой Земли соединился с образом Богородицы. В апреле земля оплодотворяется дождем и готовится к родам. Небо в данном случае воспринималось как мужское начало, как отец. Весной с первыми дождями Земля просыпается для любви. Клятва Матери Сырой Земле считалась на Руси самой сильной, нерушимой. В народе верили, что вместе с пробуждением природы пробуждаются и души усопших, появляясь на траве и цветах. Пробуждается и нечистая сила (леший, водяной, русалки и др.). Боялись на Руси козней нечистой силы, стараясь держать дом в чистоте, не выходить из дома в полночь, не оставлять грязной посуду, накрывать горшки с едой и сосуды с водой, закрывать в нужное время окна, читать в нужное время молитвы, рассказывать на ночь сказки, чудесные истории оберегающие детей и взрослых от всякой нечисти.
Ведущий 2 -Апрель начинается с обманного дня . « 1 апреля – никому не верим!» - говорят дети.
Этот праздник шутки появился в России при Петре 1. Считалось, что смехом и шуткой отгоняли от себя нечистую силу, становились крепче телом и душой. На Руси были особые люди – скоморохи, которые ходили из города в город, из деревни в деревню, веселя людей, пронося радость. Их деятельность оживлялась в апреле. Говорится в поговорке - «апрель обманет, под май подведет «
7 апреля – это решающая встреча весны – Благовещенье. В канун праздника Благовещения жгли обрядовые костры, водили вокруг изб и даже целых деревень хороводы. Огонь воспринимался как очистительная сила, как посредник между человеком и божеством. О силе огня говорили :
В печи огонь – пламя претворилось,
Во печи всяки травы вырастали,
Всякими цветами зацветали.
Невредим младенец пребывает,
По различным цветам гуляет,
Евангельскую книгу читает,
Сам ангельския песни воспевает.
Огонь должен быть чистым, т.е. добывать его надо было старинным способом при помощи трения двух деревянных палочек. Такой огонь назывался живым, и лишь он мог помочь оживлению природы . В ночь под Благовещение совершались обряд, « чин хлебопреломления». В эту ночь пекли особые хлебцы и раздавали их вместе с маленькими иконками Богоматери всем молящимся. В народе считали, что эти хлебцы и иконки наделены силой, способной обеспечить плодородие садов, огородов и полей.
Считалось, что не только люди, но и звери , и растения – природа радуется этому празднику, даже солнце «играет» при своем восходе, даже грешников в аду не мучают в этот день. На Благовещение по традиции совершали ряд ритуальных действий: выпускали птиц на волю из клеток, и они возвещали Богу о добре своих освободителей; сжигали зимние соломенные постели и старую обувь; прыгали через костры, веря в очистительную силу весеннего огня. Выводили и вывозили на лубяных санях дряхлых и больных стариков под « красное солнышко «. На Благовещение запрещалось выполнять какую либо работу: «Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет». Особый запрет в этот праздничный день лежал на земледельческих работах. Поскольку с этого времени « Бог благословил землю на сеянье». В детских песенках слышалось: Матерь Божия, Гавриил Архангел,
Благословите, благословите!
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!
Детям доверяли очистительные обряды, чтобы отогнать проснувшуюся нечисть: они били в металлическую посуду, сковороды, звонили в медные колокольчики, кричали, поджигали мусор. Взрослые одаривали молодежь благовещенским печеньем «серпы» - девушкам; «плуги и бороны « - парням.
Ведущий 1 – 12 апреля дань Иоанна Синайского, автора почитавшего на Руси книги «Лествица рая» о восхождении к Богу по ступеням самосовершенствования. Эта «лествица» соединяла землю и небо. По обычаю приготовлялись в этот день хлебные печенья или пироги в виде лестницы. Каждому выпекалась специально ему предназначенная«лествица»,
чтобы каждый рос добрым, стремящимся к небесному идеалу человеком. Подмечали, у кого какая лесенка получилась, а поскольку в ней делалось двенадцать ступеней – по числу месяцев в году, то по виду ступеней (румяная, подгорелая) гадали , когда ждать радость или беду. Пироги приносили эти в церковь, над ними служили молебен с водосвятием.
16 апреля – Никитин день, это праздник рыбаков, рек, озер и ручейков. В Никитин день полагалось остерегаться водяного, держать при себе оберег, а пойманную первую рыбу бросить в воду как дань водяному. Ребята хлопали по воде ладошками, пробуждая его, бросали в воду краюшки хлеба , пшеничную кашу, поливали воду маслицем, прикармливая реальных , видимых обитателей рек и озер, приговаривая: « Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нас!»
18 апреля – Федул - ветреник . Две известные пословицы украшают этот день: «Пришел Федул - теплом подул», а если день выдался ненастным: «Федул губы надул».ДО этого дня окна не открывали: «Кто до Федула окно растворил – тот к ненастью угодил».
Апрельские приметы позволяли увидеть :
4 апреля - наблюдали восход солнца и если видели его в красных кругах, то ожидали богатого, плодородного лета.
21 апреля – по народному представлению происходит встреча солнца и месяца: если в этот день тихо и светло, то встреча прошла по -доброму и лето ожидали хорошее, а если пасмурно – то плохое.
В последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные, веселые Ярилины игры, на оттаявших полях водили хороводы, на высоких ярах устраивали состязания, зрелищные представления .
28 апреля – день святого Пуда, пасечники выносили на божий свет ульи, приговаривали: « На день Пуда вынимай пчел из-под спуда».
30 апреля – день святых Зосимы и Савватия говорили: «Попаси Зосим Соловецкий пчелок стаями, роями, густыми медами». Приносили в церковь медовые соты, освещали их и угощали сладкими золотистыми кусочками веселящуюся от души молодежь.
Смотрели и на разливы рек, если «Разлив большой – урожай хороший».Если в апреле прогремит гром, то это не добрый знак, тогда ожидай «злые недуги».
Цветок символ месяца апреля – душистый горошек, камень - бриллиант, символизирующий стихию воды, живой апрельской воды .
Все наблюдали, как уходят с земли, из оврагов последние платы снега, подмечая : если снег шершав – к урожаю, если гладок – к недороду. Так русские люди участвовали в пробуждении природы, так подходили они по кругу дней года к трудовому, но не менее праздничному месяцу маю.
Ведущий 2 – МАЙ . Майя – богиня плодородия древних римлян , мать, кормилица – дала название этому месяцу. НА Руси он назывался травень, травный, пролетень, ярец. Покрывает Ярило землю травою-муравою, идут по долам и полям Зеленый Шум и его жена Шумиха, ведут они всю природу к лету. Шум и Шумиха – языческие славянские божества пробуждающихся лесов, они оберегают людей, безгрешным дают лечебные травы, а грешным, по народным представлениям, могут завлечь в глубину леса и замучить, измаять. Все в мае наполняется силой, жизненной мощью. Даже роса наделялась способностью усиливать плодородие : «Майская роса – лучше овса». На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник – умеет и трудиться.
1 мая - Козьма – огородник, покровительствовал крестьянам, оберегал посаженные в землю семена: «На Козьму - сей морковь и свеклу». В России 1 мая волей Петра 1 стали называть «гуленый день» , водили хороводы вокруг «майского дерева», изгоняли ветвями всякую нечисть, затевали веселые игры.
3 мая – день Феодора Власяничника, особый народный поминальный день.В этот день поминали всех своих близких усопших. Ходили на кладбище, сохраняя и умножая живое богатство завещенное предками . В домах прибрано, столы ломятся от доброй еды, все родные и близкие приветливы. Это день доброты и обилья. На Красную горку свежее выпеченные пироги и рассказывали своим близким умершим про свое житье бытье. Особый, трогательный праздник поминовения всех усобших родных!
4 мая – на другой день, начинался красочный девичий праздник, издревле почитаемый славянами. Назывался он нежным словом – Ляльник. В этот день девушки собирались тайно от парней на чистом лугу или лесной поляне, выбирали самую красивую подругу, наряжали ее в белые покрывала, увивали свежей зеленью, а на голову возлагали венок из цветов, велечая лялей, т.е. Весной. Вокруг Ляли – весны водили хороводы, пели песни, обращаясь к ней с различными просьбами. Ляля бросала венки, которые становились оберегами, залогом счастья, символом ожидаемого плодородия и хранились до следующей весны. Обряд заканчивался веселой трапезой. Потом девушки бродили по лесу, собирали цветы ландыша и ромашки, брали чагу, листья брусники, кору калины и дуба, траву трехлетней фиалки и другие лекарственные растения. На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие.
Ведущий 1 - 6 мая – день Егория Вешнего. Имя этому торжеству дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. Верили, что сам Егорий на белом коне объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все живо зеленеет. На Руси в этот день служили обедни, просили обилия земного. Считалось, что у Егория есть ключи, которыми отмыкается «земля сырусенька». Роса этого дня считалась лекарством от всех болезней:
Юрий, вставай рано – отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
На буйное жито –
На ядренистое, на колесистое.
По юрьевой, по егорьевой, росе катались, чтобы и сам человек, и все вокруг росло, процветало.Егорьева роса считалась лекарственной от сглаза, от семи недугов; поэтому и говорили: «Будь здоров, как егорьева роса». В этот день пели былины и духовные стихи о Егории. Верили, что святой услышит , отзовется и своим вещим словом расколдует Русскую землю, оживит ее и превратит изх дремучей и темной в светлую. СВЯТОРУССКУЮ. Хозяйки вместе с детьми пекли обрядовое печенье-оберег, волшебную выпечку в виде лошадок и коровок. Егорий Вешний представлялся в народе в образе всадника оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. Белый конь – знак доброй силы – топчет Змея, копье Егория пронзает его хищную пасть. Не случайно Георгий Победоносец стал символом-эмблемой Москвы и всей Московской Руси, а Екатерина Великая ввела орден Святого Георгия, преобразовавшегося в нашем веке в Георгиевский крест. В народе в своих песнях обращались к нему так: Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали….
Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину в поле и за полем,
В лесу и за лесом, под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
В русских духовных стихах, дана сказочная версия жизни и подвига Георгия-Егория. Назван он в них сыном царицы Софии Премудрой, которая царствует на самой на Святой Руси. Злым царем Демьянищем на 20 лет он был заточен « во глубок погреб», а затем, чудесным образом выйдя из-под земли, пошел по ней, побуждая ее и природно, и духовно, т.е. утверждая христианство, создавая на Руси порядок. Своих сестер-язычниц, покрытых коростой невежества, он крестил в весенней воде, и они «паче снега убеляются».
22 мая – праздник Николая Чудотворца, который также считался заступником и покровителем Святой Руси. В народе говорили: «Проси Николу, а он Спасу скажет». Весной Никола почитался как властитель вод, охранитель путешествующих. Помолившись Николаю Мокрому, можно начинать с этого дня купаться. В ночь под этот день дети выгоняли лошадей в ночное и проводили время до рассвета в играх и забавах. Конюхи, считавшие Святителя Николу покровителем лошадей, числили этот день своим праздником. В этот день на Руси справляли праздник кукушек, называемый «крещение кукушки».В образе кукушки воплотилась древняя память о славянской богине Живее, дарующей жизнь, противоборствующей со всем, связано с нечистой силой, нежитью. В день такого праздника творили такой обряд: из травы кукушкины слезы плели венок, перевязывали его алой лентой и шли в лес. В лесу девушки расстилали на траве платок, клали на него «кукушку», а сами садились в кружок. После этого менялись крестиками, целовались и клялись друг другу в вечной дружбе. Находили две березки, сплетали их вершинками так, что получались зеленые ворота и, обменявшись амулетами, целовались сквозь эти воротца, как говорилось, т.е. становились близкими пуще родных:
Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка,
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне кумушка –
Я тебе голубушка…
Для травяной кукушки шили наряд, изготовленный своими руками: рубашку, сарафан, платок. После хороводов, пени, игры и бесед за едой уже к вечеру «кукушку» хоронили. В тайном уголке леса сооружали могилку, украшали цветами, лоскутиками и пели: Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной зари,
До новой до травы….
Так красочно завершались на Руси весенние праздники.
Майские приметы все нацелены на лето:
13 мая – теплая и звездная ночь – лето будет сухим и ветреным.
15 мая – «Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку».
24 мая – « На Макея мокро – все лето мокрое».
28 мая – « Пришел Пахом – запахло теплом», а если действительно выдается теплый денек, то жди и лета пригожего.

Цветок – символ мая – ЛИЛИЯ.
Камень – ИЗУМРУД. Он такой же зеленый и прозрачный, как месяц травень. На Руси этот камень символизировал мудрость, надежду и уверенность в наступающем будущем, в лете.

Конкурс « Кто лучше запомнил?»
1. Назовите весенние месяцы?
2. Какая и какого месяца считалась «пользительной»?
3. Каким богом в славянской мифологии считался бог Ярило?
4. Какие мартовские приметы говорили, о том какими будут весна и лето?
5. Какой драгоценный камень в марте считался символом русской весны?
6. Какие еще Вы знаете камни марта?
7. Как называется второй месяц весны?
8. Какие Вы знаете праздники и их приметы в апреле?
9. Какой Вы знаете праздник 7 апреля?
10. Какие обряды совершают на праздник 7 апреля?
11. Какой драгоценный камень – символ апреля?
12. Как называется третий месяц весны?
13. Какие Вы знаете праздники и приметы в мае?
14. Какие были обряды в праздник 4 мая и как этот праздник назывался?
15. Святой на Руси Георгий Победоносец – покровитель каких дел?
.
16. Какому святому на Руси посвящен праздник – 22 мая ?
17. Каким покровителем считается Николай Чудотворец?
18. Какой цветок символ мая?
19. Какие драгоценные камни считаются символом мая?
20. Что они символизируют?

Вопросы и ответы к конкурсу «Кто лучше запомнил?» на тему классного часа: «Русская весна».
1. Назовите весенние месяцы? ( март, апрель, май.)
2. Как праздновали праздники на Руси? (Широко, с размахом
. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу. В этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу. Весна - красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колесочке!
Весна – красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко

3. Каким богом в славянской мифологии считался бог Ярило?
В языческие времена солнце обожествляли, называя Дажбогом, Ярилой.
Март начинался с Яриловых праздников. Ярило в славянской мифологии
считается богом плодородия, деторождения и плодоношения. Ярило является главным поединщиком, побеждающим холод зимы.
4. Какие мартовские приметы говорили, о том какими будут весна и лето?
Мартовские приметы говорили о том, каким будут весна и лето.
И так, самые основные:
5 – если оттепель и курочка у порожка воды напьется, то лету быть мокрым;
15 – если метель, то долго травы не будет;
16 – каков день, таково и лето;
17 – если прилетели грачи прямо в гнездо, то ожидается дружная весна;
С 22 будет сорок утренних морозов до 30 апреля и если эти утренники будут постоянны, то лето ожидается теплым;
29 – тепло, значет вся весна будет теплой;
30 – подмечали, каковы ручьи, считая, что они указывают на характер разлива рек.
В старину опасались преждевременного тепла. Лучше всего, когда борьба зимы и весны идет ровно, шаг за шагом приближая таяние и тепло.

5. Какой драгоценный камень в марте считался символом русской весны?
Символом русской весны – драгоценный камень изумруд. В народе говорили: « Посмотришь утром на изумруд – за день не сделаешь ничего плохого». Камни марта – аквамарин и яшма, символизирующие голубизну неба ожидаемую всем сердцем новую травушку – муравушку.
6. » Какие еще Вы знаете камни марта?
Камни марта – аквамарин и яшма, символизирующие голубизну неба ожидаемую всем сердцем новую травушку – муравушку.

7. Как называется второй месяц весны?

- Второй месяц весны – Апрель. В народе его называли березозолом, он наполнен праздничными днями оживления природы: «Вешнее солнышко воскрешает землю». В душе мы всегда связываем весну с началом чего-то нового в своей жизни. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В народе считали, что весна будет дружной, если люди, прежде всего дети, будут дружными, сумеют ладить друг с другом.
В слове «апрель» для нашего слуха звучит – прель, прелость; русское «преет» означает отогреваться. Это слово рифмуется с капелью, с прелестью рождения новой нежной земли. Нынешнее название месяца происходит от латинских словосочетаний: «апрекус – арперире – априлис», что соответственно значит: согреваемый солнцем – отогревабщий землю – раскрывающий свои дары. Преображение природы связывали с солнцем и дождем: «Апрель всех напоит». Как называется второй месяц весны? (апрель)
8 Какие Вы знаете праздники и их приметы в апреле?
Апрельские приметы позволяли увидеть :
4 апреля - наблюдали восход солнца и если видели его в красных кругах, то ожидали богатого, плодородного лета.
21 апреля – по народному представлению происходит встреча солнца и месяца: если в этот день тихо и светло, то встреча прошла по -доброму и лето ожидали хорошее, а если пасмурно – то плохое.
В последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные, веселые Ярилины игры, на оттаявших полях водили хороводы, на высоких ярах устраивали состязания, зрелищные представления .
28 апреля – день святого Пуда, пасечники выносили на божий свет ульи, приговаривали: « На день Пуда вынимай пчел из-под спуда».
30 апреля – день святых Зосимы и Савватия говорили: «Попаси Зосим Соловецкий пчелок стаями, роями, густыми медами». Приносили в церковь медовые соты, освещали их и угощали сладкими золотистыми кусочками веселящуюся от души молодежь.
9. Какой Вы знаете праздник 7 апреля?
7 апреля – это решающая встреча весны – Благовещенье. В канун праздника Благовещения жгли обрядовые
10. Какие обряды совершают на праздник 7 апреля?
11. Какой драгоценный камень – символ апреля?
Цветок символ месяца апреля – душистый горошек, камень - бриллиант, символизирующий стихию воды, живой апрельской воды .
12. Как называется третий месяц весны?
Майя – богиня плодородия древних римлян , мать, кормилица – дала название этому месяцу. НА Руси он назывался травень, травный, пролетень, ярец. Покрывает Ярило землю травою-муравою, идут по долам и полям Зеленый Шум и его жена Шумиха, ведут они всю природу к лету. Шум и Шумиха – языческие славянские божества пробуждающихся лесов, они оберегают людей, безгрешным дают лечебные травы, а грешным, по народным представлениям, могут завлечь в глубину леса и замучить, измаять. Все в мае наполняется силой, жизненной мощью. Даже роса наделялась способностью усиливать плодородие : «Майская роса – лучше овса». На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник – умеет и трудиться.
13. Какие Вы знаете праздники и приметы в мае?
Майские приметы все нацелены на лето:
13 мая – теплая и звездная ночь – лето будет сухим и ветреным.
15 мая – «Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку».
24 мая – « На Макея мокро – все лето мокрое».
28 мая – « Пришел Пахом – запахло теплом», а если действительно выдается теплый денек, то жди и лета пригожего.
14. Какие были обряды в праздник 4 мая и как этот праздник назывался?
4 мая - начинался красочный девичий праздник, издревле почитаемый славянами. Назывался он нежным словом – Ляльник. В этот день девушки собирались тайно от парней на чистом лугу или лесной поляне, выбирали самую красивую подругу, наряжали ее в белые покрывала, увивали свежей зеленью, а на голову возлагали венок из цветов, велечая лялей, т.е. Весной. Вокруг Ляли – весны водили хороводы, пели песни, обращаясь к ней с различными просьбами. Ляля бросала венки, которые становились оберегами, залогом счастья, символом ожидаемого плодородия и хранились до следующей весны. Обряд заканчивался веселой трапезой. Потом девушки бродили по лесу, собирали цветы ландыша и ромашки, брали чагу, листья брусники, кору калины и дуба, траву трехлетней фиалки и другие лекарственные растения. На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие.
15. Святой на Руси Георгий Победоносец – покровитель каких дел?
6 мая – день Егория Вешнего. Имя этому торжеству дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. Верили, что сам Егорий на белом коне объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все живо зеленеет. На Руси в этот день служили обедни, просили обилия земного. Считалось, что у Егория есть ключи, которыми отмыкается «земля сырусенька». Роса этого дня считалась лекарством от всех болезней.
16. Какому святому на Руси посвящен праздник – 22 мая ?
22 мая – праздник Николая Чудотворца, который также считался заступником и покровителем Святой Руси. В народе говорили: «Проси Николу, а он Спасу скажет». Весной Никола почитался как властитель вод, охранитель путешествующих. Помолившись Николаю Мокрому, можно начинать с этого дня купаться. В ночь под этот день дети выгоняли лошадей в ночное и проводили время до рассвета в играх и забавах. Конюхи, считавшие Святителя Николу покровителем лошадей, числили этот день своим праздником. В этот день на Руси справляли праздник кукушек, называемый «крещение кукушки».
17. Каким покровителем считается Николай Чудотворец?
18. Николай Чудотворец считался заступником и покровителем Святой Руси. Весной Николай Чудотворец почитался как властитель вод, охранитель путешествующих.
19. Какой цветок символ мая?
Цветок символ мая считается лилия.
20. Какие драгоценные камни считаются символом мая? Изумруд.
21. Что он символизирует?
Камень – ИЗУМРУД. Он такой же зеленый и прозрачный, как месяц травень. На Руси этот камень символизировал мудрость, надежду и уверенность в наступающем будущем, в лете.


Категория: | Добавил: MatveevaTF (11.11.2012)
Просмотров: 9665