» Публикации
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках программы "Моя Родина - Россия" (М.В.Зыкова)



РАЙОННАЯ
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХВСЕРОССИЙСКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»



учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6
ЗЫКОВА Марина Владимировна
г. Мытищи
2012 г.

слайда

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ




1


Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором ясно осознаётся потребность в таких качествах личности, как её духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению.

В настоящее время образование продолжает оставаться ведущим социальным институтом, который ещё удерживает всё более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. Явная ориентация большинства СМИ на ментальные ценности западной культуры, подкрепляемая аналогичной ориентацией социально- экономических институтов, оказывается мощнейшим фактором духовно-ценностного конфликта, происходящего в душе каждого неокрепшего в своих взглядах и убеждениях молодого человека.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» говорится о необходимости внедрения в деятельность организаторов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.

Модернизация образования имеет чёткие ориентиры в построении новой ценностной системы общества, важнейшими составляющими которой являются:

- патриотизм;

- культурная насыщенность;

- толерантность;

- действенная гражданственность;

- духовность.

Данная модель ориентируется на основную цель общего и дополнительного образования - подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее, видение и поиск глобальных проблем.

Инновационным подходом, на мой взгляд, может стать использование туристско-краеведческой программы «Моя Родина - Россия», по которой я работаю второй год, как средства патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Как известно, первоначально формируются знания о том, что рядом, что доступно непосредственному восприятию. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия - вот, что воспитывает настоящего патриота и гражданина.


2


Целью патриотической туристско - краеведческой программы «Моя Родина - Россия» является: создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество.


3


4

Задачи: (образовательные, воспитательные и развивающие)

  • получение дополнительных знаний по предметам школьной программы;

  • привить гордость за героическое прошлое нашей Родины;

  • ознакомить с историей, культурой, жизнью и трудом многонациональной семьи народов России;

  • формирование толерантности в многонациональной семье народов;

  • ознакомить с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших нашу Родину;

  • изучить памятники истории и архитектуры различных субъектов Российской Федерации;

  • экологическое воспитание подрастающего поколения;

  • формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.


5

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 10 лет (1 -4 класс общеобразовательной школы).

У меня – это учащиеся третьего класса средней общеобразовательной школы.


6

Программа носит цикличный многоуровневый характер. Полная реализация программы рассчитана на 2 часа в неделю в рамках туристского - краеведческого направления внеурочной деятельности

(72 часа в год).

Программа состоит из тематических разделов. Каждый раздел содержит несколько тем. Затем каждая тема наполняется содержанием: беседы, встречи, игровые программы, дополняющие знания детей по различным краеведческим темам и знакомящие детей с историей края, города, улицы, природой, историческими и архитектурными памятниками, культурой различных народов населяющих регион.

  • «Никто не забыт, ничто не забыто» - объекты, связанные с героическим прошлым нашей Родины, историей Великой Отечественной войны и других войн.

  • «Дорогами дружбы» - знакомящие с историей, культурой, жизнью и трудом многонациональной семьи народов России.

  • «Отчизны верные сыны» - связанные с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших нашу Родину.

  • «Историко-архитектурные места» - памятники истории и архитектуры.

  • «Природные богатства родного края» - государственные заповедники, национальные парки нашей страны.

Педагог может варьировать последовательность изучения разделов, тем составляющих раздел, исходя из особенностей региона проживания и индивидуальных особенностей учащихся.


7


8


9

Программа предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков.

Наше участие в данной программе началось именно с экскурсии по родному городу. Школьники узнали, что город, в котором они живут, прекрасен своей историей, культурой, людьми. Это позволило осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.


10



Итогом данной экскурсии стала работа над коллективным проектом   
«Наш город глазами учащихся 2б класса», в результате чего учащимися
класса был оформлен альбом памятных мест родного города.


11


12

13

14


Захотелось узнать ещё больше об истории своего города. А как же
всё начиналось? Разработанный совместно с сотрудниками Центральной детской библиотеки цикл занятий «Славяне», помог найти ответы на многие интересующие ребят вопросы.
Юные краеведы познакомились с рельефом местности, на котором возник город, реками, населением, его народными традициями и обрядами, устным народным творчеством.


15


Побывав в городском музее охраны природы …



16


и пройдя экологическими тропами заповедника «Лосиный остров» - узнали о растительном и животном мире края и проблемах экологии.


17


Результат - защита проектов «Поселения древних славян».


18


19

В рамках программа предполагается очное и заочное знакомство с музеями, памятниками города и своего региона.

Один раз в месяц мы с учащимися класса обязательно выезжаем на экскурсию или в театр.


20



Учащиеся класса – активные участники Всероссийских патриотических акций, которые организуются с определенной периодичностью и приурочены к Дням воинской славы и памятным датам России.
Это – торжественная линейка памяти павших в Великой Отечественной войне, во время которой учащиеся читают стихи и возлагают цветы к Вечному огню.

21

Праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, проводимые совместно с военнослужащими войсковой части.


22

Тесная дружба связывает учащихся класса с Центральной детской библиотекой – главным информационным центром. Ребята постоянные участники творческих встреч с писателями (М.Дружинина, А.Слоников, В.Постников, А.Геваргизов), с редакциями журналов «Филя», «Мурзилка».


23


24


С интересом и увлечение занимаются ребята исследовательской

деятельностью. Последняя тема детских исследований: «Осенние изменения в природе» представлена на районный этап Всероссийского конкурса «Отечество».


25


26


Конечно же, в рамках данной программы уделяется большое внимание пропаганде здорового образа жизни.
Ребята с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», днях здоровья, в районном конкурсе стенных газет «Золотые правила питания».

27

В октябре этого года в районе впервые проходила военно – спортивная игра «Лазертак», в которой учащиеся класса заняли 2 призовых места: 2место – команда мальчиков и 3 место – команда девочек.


28


Своё участие во Всероссийской патриотической туристско - краеведческой программе «Моя Родина – Россия», учащиеся фиксируют в дневнике участника Всероссийской патриотической туристско - краеведческой программы «Моя Родина – Россия». Данные дневники содержат сочинения, отзывы, фотографии, рисунки учащегося по итогам того или иного мероприятия: экскурсии, беседы, встречи, праздника.



29


Материалы участия учащихся класса в данной экспедиции размещены в классном уголке.




Каждый участник экспедиции имеет туристско- экскурсионную книжку, которая содержит сведения об участнике экспедиции, графы для отметок прохождения экскурсионных объектов.

















30


Таким образом, я считаю, что данная программа позволяет решать широкий спектр проблем. Подготовка и участие в ней призывает ребёнка быть знающим, уметь использовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, её анализу, систематизации, рациональному использованию, уметь быстро и качественно восполнять пробелы в своих знаниях.

В процессе такой активной работы неизбежно происходит кооперация детей, учителей, родителей.

Всероссийской патриотическая туристско - краеведческая программа «Моя Родина – Россия» выводит ребёнка за пределы школы, наряду с классным преподаванием предлагает беседы, музейные занятия, экскурсии, мини исследовательскую работу. Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их ценностями.

Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребёнком суммы сведений, краеведческих знаний, идёт процесс воспитания, формирование просвещённой личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале - конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, города, края, получив о них дополнительные сведения, ребёнок познаёт и общечеловеческие ценности.

Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях. Использование учебно-тематических экскурсий, туристских походов и прогулок по своему региону способствует вовлечению детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению наследия края, его культуры и истории.











[ · Скачать весь документ (23 МБ) ] 09.11.2012, 16:06

Категория: Публикации | Добавил: marina
Просмотров: 2394 | Загрузок: 733 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]