Публикации (Методические разработки) » Черчение
Развитие творческих компетенций учащихся в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в процессе создания коллективного


Тема: «Развитие творческих компетенций учащихся в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в процессе создания коллективного проекта»
 
В своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Анатольевич Медведев объявил о начале школьной реформы. В документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», опубликованном 4 февраля 2010 года, сказано что: «главной задачей современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности». Задача учителя в современной школе состоит в том, чтобы «помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными и уверенными в себе». Учителю необходимо также «развить творческую среду для выявления одаренных ребят».

Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследований. Творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского,- это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». (Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997 г.) Важное место в педагогической деятельности учителя занимает формирование ключевых компетенций обучающихся.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения. Компетенция – способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение какой-либо деятельности.

Под ключевыми компетенциями обучающихся предполагают интеллектуальные и личностные компетенции.

Интеллектуальные компетенции:

способность к развитию мыслительных операций;


гибкость мышления;


готовность памяти;


зоркость в поисках проблем;


способность к воображению, фантазии;


легкость генерирования идей;


способность к доработке деталей, совершенствованию первоначального замысла.



Личностные компетенции:

коммуникабельность;


участие в совместном принятии решений;


толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми различных культур, языков и религий;


самостоятельность;


потребность в поиске нужного подбора литературы;


умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;


приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя.



В настоящее время всё больше уделяется внимание культурно-образовательным, информационным и творческим формам работы с детьми в области образования. Постоянно учитываются изменяющиеся условия жизнедеятельности и потребности детей, их стремление к познанию творческой деятельности. Способность к творческой деятельности у детей вызывает успех и интерес к самому процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1998 г). Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

Великий французский энциклопедист и просветитель Дени Дидро сказал: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в этой области наук, искусства и ремесел». Хотя это сказано два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Для того чтобы творческая деятельность подростка была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Дети смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Русские народные сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому пошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Это искусство всегда было предельно оригинально именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нём кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая детей к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии детей.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со своими сверстниками. С этой целью, я организую в классах рабочие группы, для создания коллективных проектов по необходимым темам. Коллективная проектная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией.


Контактная – готовность к приёму и передаче информации.


Координационная – согласование действий и организация взаимодействия.


Персептивная – восприятие и понимание друг друга.


Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.


Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном создании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творческого проекта, определяют следующие показатели:

Общности интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективного проекта;


Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;


Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;


Доверие и взаимопомощь между членами коллектива;


Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров;


Снятие перегрузки у учащихся, освобождение от страха перед трудностью, приобщение к творчеству.


Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого проекта. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы. Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Необходимо стремиться, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы проектов внимательно просматривают, обсуждают все вместе. Выбрав самый удачный, дорабатывают и обогащают интересными находками других учащихся – авторов.

При необходимости выполнения проекта, творческие поисковые группы дома осуществляют работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда, тем самым расширяя свой кругозор об искусстве в реальной и окружающей ребенка жизни.

Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – эти качества необходимы для эффективности выполнения проекта. Творческая деятельность учащихся представляет собой единство познания и исполнения, обучения практическим и теоретическим основам одновременно.

При выполнении коллективных проектов не следует оставлять учеников без внимания и помощи учителя. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель – помощник, который верно направляет работу на любом этапе. Учитель должен быть тактичным, внимательным ко всем самостоятельным мыслям учащихся и вместе с тем принципиальным к проявлению безвкусицы и пошлости, бессмысленного подражательства.

Обсуждение готовых проектов чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в этом участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова для выражения своего эмоционального отношения. Учителю, опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направить обсуждение в нужное русло.





Технология художественного моделирования из бумаги, картона, ткани, конструирования моделей, дизайн, проектирование интерьера предусматривает задачи:

Технические;


Конструкторские;


Экономические;


Художественно-эстетические;


Повышение интеллекта и творчества;


Совместная творческая деятельность учащихся.


Цели:

Организовать занимательные занятия;


Создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей;


Научить детей работать и создавать творчество;


Снять перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.


Воспитательное развитие:

Научить ребенка творческому видению, так как именно это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели;


Умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;


Учащиеся сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок;


Работа с бумагой, картоном, тканью, пластилином дает возможность предотвратить перегрузки учеников, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству;


Создание коллективного творчества дает возможность уважительно относиться к инициативе товарища, научиться воспринимать работу целостно, как свою собственную.


Технические задачи - это средство формирования творческого отношения к труду.

Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – это качества, без которых невозможен эффективный труд ни в одной из сфер человеческой деятельности. Важной задачей учебных занятий является формирование у учащихся творческого отношения к работе. В его основе, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое техническое мышление. Оно характеризуется, в частности, способностью к пространственному воображению, умением связывать теорию с практикой. Как показывает опыт, одним из методов развития технического мышления на занятиях является решение технических задач.

Технические задания включают в себя задачи на чтение графических изображений, а также конструкторские и технологические задачи с экономическим содержанием. Их решение базируется главным образом на знаниях, навыках и умениях, полученных учащимися на предыдущих занятиях.

Конструкторские задачи

Эти задачи связаны с выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия.

Задачи на выбор способов соединения деталей должны учитывать функциональные особенности изделия, технические характеристики возможных вариантов соединений, экономические показатели.

Технологические задачи

Эти задачи связаны главным образом с рациональным раскроем материала, определением порядка изготовления отдельных деталей, выбором способов сборки изделий, повышением качества выполняемой работы и экономным расходованием рабочего времени Их учащиеся выполняют самостоятельно, используя знания и умения, полученные ранее на занятиях по труду и другим учебным предметам.

Внимание учащихся обращают и на техническую эстетику. Им объясняют, что красота предмета не определяется лишь его формой, качеством отделки поверхности и выбором цвета. Требования технической эстетики касаются таких свойств изготовляемого предмета, как функциональность, технологичность и экономичность.

Задачи с экономическим содержанием

Это задачи, связанные с экономным раскроем материала при получении заготовок, возможными путями, экономии рабочего времени, рациональной организацией рабочего места, правильным использованием приспособлений для выполнения отдельных операций. Экономические задачи решают главным образом коллективно. Роль учителя заключается в управлении процессом поэтапного разрешения проблемных ситуаций.

Художественно-эстетические задачи

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России и целостности изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вкл0ад культуры русского и других народов России в мировую культуру.

Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Задачи на повышение интеллекта и творчества

Данные задачи направлены на развитие познавательного интереса учащихся, на формирование их интеллектуальных качеств и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность.

Основная линия - самопознание — самосовершенство — творчество. Развитие способностей многих учащихся отстает от темпов роста объема знания. Поэтому важной целью является возможность показать учащимся (в особенности тем, у кого "средние” природные данные), что с помощью специальных методов и приемов обучения, раскрывая резервы своей личности, они способны достичь многого.

О проекте и проектировании в школе

«Проект» и «проектирование» - эти понятия связаны, как правило, с созданием новой техники и архитектурных сооружений. Проектирование в технике представляет собой разработку проекта, содержащего обоснование, расчеты, чертежи и макеты изделия. Это наиболее трудоемкая часть создания новой продукции, которая обычно начинается с разработки технического задания.

Затем составляют эскизный проект. Это предварительная разработка общего вида изделия и основных его элементов. При этом выбирают наиболее простую принципиальную схему и базовую конструкцию предмета. Особое внимание обращают на использование унифицированных деталей и сборочных единиц.

Наиболее интересными проектами для учащихся могут быть сувениры, игры и игрушки для младших членов семьи, изделия для дома.

О проектировании в школе

Под этим проектированием понимается самостоятельная работа школьников по изготовлению нового изделия, полезного для человека. Проектирование рассматривают как одно из средств развития у школьников творческих способностей, инициативы, мышления, формирования у них новых и закрепления ранее полученных знаний и умений. По другим учебным дисциплинам (ИЗО, черчению, математике, химии, физике) эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опережающими, но они обычно углубляют и развивают проект.



«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В.А.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детские рисунки и поделки всегда привлекают педагогов и психологов, и это не случайно, т.к. по нему можно определить психологическое состояние ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний и умений. Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надоедать учащимся. В этих случаях учитель должен быть терпелив и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в урок. «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальными, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А.Бернштейн). Развитие общей, тонкой и крупной моторики у детей (пальчиковой гимнастики рук) при рисовании, лепке, художественного труда надо начинать с раннего детства и продолжать на уроках ИЗО в школьные годы. Почему так важно для развития тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь и память. Чтобы заинтересовать учащихся и помочь им овладеть им новой информацией, учитель должен увлечь и настроить на развитие фантазии и воображения. Придумать интересное занятие для развития кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующих развитию пальчиковой моторики, речи, внимания и памяти, пространственного восприятия и воображения. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки Это факт и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как орган речи. В связи с этим было выдвинуть предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Таким образом, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. С каждым годом растет число детей, имеющих недоразвитие речи и координации движения. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Также при слабом развитии мелкой моторики пальцев рук у учащихся иногда наблюдается неловкость движений, слабый темп работы на уроках и замедленное переключение организма от одной темы урока к другой. В медицинской лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведет к активизации правого полушария, и наоборот. Таким образом, данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать еще одной речевой областью мозга.

В отличие от точных наук, где путь познания выражается в формулах, в изобразительном искусстве познание реализуется в художественно-образной форме отражения действительности по творческим законам красоты.

Человек и природа – единое целое. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает эстетическое чувство. Основой искусства служит сама природа, и задача, стоящая перед учителем ИЗО – научить учеников видеть ее поразительную гармонию, соразмерность, пластику, выражать красоту через композиционные законы ритма, пропорциональности, симметрии и асимметрии. Развитие творческого воображения у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов. Развитое воображение – это особый дар и умение использовать виденное. Выполнение практических заданий научит учащихся определенному порядку в работе, будет способствовать приобретению и лучшему усвоению полученных знаний, умений и навыков, поможет последовательно освоить изобразительную грамоту. В художественном восприятии, принимая во внимание устремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии природы и художественного образа. На каждом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, тогда процесс освоения искусства будет плодотворным.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого учащегося, его детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих учащихся, их близких, общества. Роль учителя в этом – ненавязчиво помочь учащимся:

подобрать материал, информацию, инструменты;


обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных наводящих вопросов;


создать атмосферу доброжелательности;


одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;


научить кратко записывать результаты своей деятельности;


дать четкий анализ выполненного проекта.


Учитель должен обладать педагогическим мастерством – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, где ученик строит свои знания и умения самостоятельно и в совместном поиске.





Алгоритм технологии создания коллективного проекта.

Индукция («индуктор» - лат. «ввожу, побуждаю»). Создание эмоционального настроения, личного отношения к проекту.


Работа с учащимися:

самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы – схемы – рисунка;


социоконструкция – построение этих элементов группой учащихся;


социализация – обсуждение всего, созданного индивидуально и в группах; рассмотрение всех услышанных гипотез и мнений;


афиширование – обсуждение проектов- работ всех учащихся в классе;


разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению в проблему, к поиску.



Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания.


Рефлексия – переосмысление личностью содержания своего опыта, способствующее изменению самосознания, поведения, общения, мышления, деятельности.

Рефлексия – один из ведущих механизмов саморазвития личности ученика.

Система рефлексии включает в себя:

Рефлексию учащимися своего учебного опыта;


Рефлексию учащимися своей деятельности;


Рефлексию общения;


Рефлексию учащимися своей личности;


Рефлексию школьниками деятельности учителя.


Системная рефлексия предполагает использование разнообразных педагогических техник проведения (рисунок, проект, тесты, анкеты и т.д.)





Технология развития критического мышления.

Это комплекс методических приемов обучения, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся.

Базовая модель технологии: вызов – осмысление – размышление.

1 стадия – вызов. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.

2 стадия – осмысление. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны осмыслить.

3 стадия – размышление (рефлексия). Осмысление и структуризация полученной информации.





Мозговой штурм учащихся.

Правила мозгового штурма.

Участвуют все.


Все высказываются и все слушают.


Все имеют равные права.


Высказанные мысли и предложения не критикуют.






План мозгового штурма.

Предложена проблема;


Образуются рабочие группы;


Каждая группа выбирает лидера, фиксирует схему проекта всех участников группы;


На этом этапе обсуждается каждая идея, и определяется, способствует ли она решению вопроса;


Идеи обогащаются, корректируются, совершенствуются и выстраиваются в соответствии с их значимостью;


По возможности группа выбирает единое мнение;


В конечном итоге готовый проект представляют к защите.






Заключение.

Коллективная деятельность учащихся позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т.Я.Шляпниковой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.





Литература:

Д.А.Медведев Послание Федеральному Собранию.


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведев 4 февраля 2010 г. (Пр - 271).


Павлова М.Б., Питт Дж. и др.Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр «Вентана-Граф»2003г. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 2001г


Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2001 г.


Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Владас. Москва 2003 г


Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.


Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2003 г.


Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 1987 г.


Шляпникова Т.Я. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва. 1994 г.


Горяева Н.А. Островская О.В. Д.П.И. в жизни человека. Москва. Просвещение. 2003 г.


Горяева Н.А. ИЗО и художественный труд. Москва. Просвещение. 1991г.


Логунова Т.В. Первые уроки дизайна. Москва. Дрофа. 2004 г.


Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделироване. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 1982 г.


Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.
 
[ Скачать весь документ (123.0 Kb) ] 11.11.2012, 21:16

Категория: Черчение | Добавил: MatveevaTF
Просмотров: 3187 | Загрузок: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]