Учащимся » Семья и семейные ценности
Я в мире - мир во мне... Классный час.(Власова С.В.)


Классный час. Классный час

(5-6  классы).

Я в мире - мир во мне.

Форма проведения - час общения с элементами тренинга.

Цель:

Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях , существующих в среде окружающих их людей.

Задачи:

В результате занятий учащиеся смогут: дать нравственную оценку жестоким поступкам ; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки. Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации.

План занятия.

Эпиграф:

Тот, кто  думает, что может обойтись

Без других, сильно ошибается; но тот,

Кто думает, что другие не могут обойтись

Без него, ошибается еще больше.

1     Организационный момент. Дети заходят под музыку и рассаживаются по 4 группам в произвольном порядке (для создания психологического комфорта)

2     Приветствие.

Учит. Здравствуйте.

 Детям предлагается поздороваться с учителем: 1 группе -  весело, 2 - счастливо,  3 – радостно, 4 – восторженно.

Учит. Изменилось ваше настроение?

Учит. Тема нашего разговора сегодня « Я в мире и мир вокруг меня»  т. к. мы живем среди людей. (можно прочитать эпиграф).

3    Учит.  А сейчас я расскажу вам «Притчу о мальчике»

 

Маленький мальчик Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой. а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая. Одних детей десяток. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким…

Учит. Как вы думаете, что мальчик решил изменить? Правильно – себя.

Что бы вы изменили в себе? Какие вы? Для того, что бы вспомнить какие качества хорошие, какие плохие поиграем в игру «Сказочные герои».

4    Игра : Сказочные герои.

Учит. Я буду называть сказочных героев. А вы хлопаете в ладоши если герой добрый и закрываете лицо руками – если злой.

 Иван-царевич, Кощей Золотая рыбка, Дюймовочка, Золотая рыбка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка .

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Трудно быть добрым?

5    Ситуация с куклой .

Сейчас я разрешу вам то, чего никогда не разрешила бы. Познакомьтесь – эта кукла …   Мы ее будим обижать. Вспомните как вы обижаете, друг друга на перемене Ведь обижая даже словом вы причиняете боль .Поэтому когда мы будем говорить что то обидное. Мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. 

Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Я думаю, что мы травмировали куклу. Можем ли мы что - то изменить?

Попробуем сказать ей что – то хорошее, сами будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

Вывод: боль остается в душе очень долго, и ни какие комплименты не могут ее разгладить,

Почему мы дольше помним обиды?

Нравится нам, когда нас обижают?

Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

6    Игра Самолеты.

Вызываются по два человека от каждой команды. Становятся лицом к столу, берутся за руки. Их задача из листа бумаги сделать самолётик, работая свободными руками. (Итог: надо договориться друг с другом, кто, что будет делать и выполнить сообща задание).

7    Интонация. «кошка». Вы любите животных? А у вас есть дома животные? И у меня есть две кошки. Я прихожу домой, и меня встречают мои любимицы. Я им говорю : «Ах вы мои хорошие!!!» Почему же кошки ушли? Необходимо следить за интонацией.

8    Выводы: не пытайтесь изменить мир, любите тех, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, на сколько вы стали счастливее.

9    Игра «Аппликация».  Хорошо когда человек оставляет о себе след. Давайте и мы с вами сделаем одно общее дело. Представьте, что вы волшебники. И сейчас вам предстоит создать свой мир. Возьмите в раки волшебные конверты и приступайте к волшебству. Под музыку вы начинаете творить.

Назовите свои картины. Вам было комфортно друг с другом?

10 Человек живёт не один, а в обществе, и поэтому  нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьёй, трудимся, учимся, выполняем какую-нибудь работу, и результат хороший тогда, когда мы едины в своём порыве, будем вместе, нет вражды, а есть единение дружба, взаимопонимание и любовь друг к другу. Это великая сила.

11 Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми и счастливыми и жить в мире друг с другом.

Классный часВозьмите конверт «звездное небо», достаньте звёздочки и напишите на ней своё самое хорошее качество. Теперь попробуйте на листе голубой бумаги выложить свои звездочки, чтобы получилось созвездие. Когда вам покажется, что именно такое созвездие вы хотите создать, то приклейте каждую звёздочку на свое место. Созвездия готовы. Давайте посмотрим на наше звездное небо. (Прикрепить созвездия на магнитную доску.)

12 Каждый из вас нашел своё место на этом небе и пока вам хорошо и комфортно, то и окружающим вас людям тоже хорошо с вами. У артистов есть аллея звезд, а у вас  своё звездное небо.

 

Родительское собрание

"Психологические особенности старших подростков"

для родителей учащихся 9-х классов.

(МОУ СОШ №6,  г Мытищи,  сентябрь 2009)

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

План  проведения  собрания.

·      Вступление.

·      Тест для родителей "Знаете ли вы подростковую психологию?”

·      Психологические особенности старших подростков.

·      Проблемные ситуации для родителей.

·      Результаты исследования "Знаете ли вы подростковую психологию?”

·      Анкета "Обратная связь”.

·      Заключение.

 

Подготовка к собранию.

·      Подготовить бланки для проведения среди родителей теста "Знаете ли вы подростковую психологию?” (Приложение 2).

·      Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.

·      Подготовить плакаты с высказываниями о воспитании (Приложение 3).

 

Ход собрания.

1. Вступление.

            Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: "А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест "Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

2. Психологические особенности старших подростков.

       Подросток -  уже  не  ребенок,  но   еще  и  не   взрослый.  Эта  промежуточная    позиция   доставляет  массу  неприятностей.  Иногда  дверь  в  мир  взрослых  захлопывается  перед  носом  самими  же   взрослыми.  С  мотивацией   ты  еще  слишком  мал,  нос  не  дорос.    Часто  родители  оказываются  не  готовыми  к  новому  статусу  ребенка  в  семье  и  в  социуме.   Подросток  зачастую  оказывается  принимать  оценки   и  жизненный   опыт   родителей.  Даже  если   понимает  их  правоту.   Ему  хочется  получить  собственный  уникальный  и  неповторимый  опыт.  Сделать  свои  ошибки  и  учиться  именно  на  них. 

      Для  данного   возраста  характерно  стремление  к  признанию  собственных  заслуг  в  своей  значимой  подростковой  среде.  Подросток  испытывает  внутренний  конфликт:  желанное  прощание  с  детством  и  его  безмятежностью  и  тяжесть  расставания   с  отсутствием   ответственности.  Подросток   свято  верит  в  уникальность  собственных  проблем  и  переживаний,  что  порождает  чувство  одиночества   и  подавленности. 

        Подросток   начинает  искать  себе  подобных,  так  образуется   подростковая  компания  и  формируется  подростковая  субкультура  в  противовес  миру  взрослых.         

         В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

        Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

          Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

            Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

            В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние "Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким "взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

            Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе "Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

            Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

           Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

            В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

           Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

         Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

3. Проблемные ситуации для родителей.

       Я  предлагаю родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

 

В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

        Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.

4. Результаты исследования "Знаете ли вы подростковую психологию?”

5. Анкета "Обратная связь”

6. Заключение.

       Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

         Родители  помните,   цель  воспитания – научить  наших  детей  обходится  без  нас.  Если   родители  игнорируют   права  ребенка  на  независимость,   то  он  может  вырасти  подчиненным  родительской  воли,  покорным  и  неспособным   осознать  своего места  в  жизни.   Родителям  нужно  научить  вырабатывать   доверие  к  тому,  что  ваш  ребенок  может  сам  принимать  правильное  решение,  и  нужно  дать  подростку.  Почувствовать  это  доверие   к  его  поступкам.  Нельзя  считать  его  беспомощным  существом,  которое  нуждается  в  постоянных  советах,  заботе  и  поддержке. 

   Для  того,  чтобы  процесс  воспитания  подростка  завершился  успешно,  я  рекомендую:

·      Воспринимать  ребенка  таким,  какой  он  есть,  а  не  таким,  каким  его  хотели  бы  видеть  вы.

·      Поощрять  выражение  независимых  мыслей,  чувств  и  действий  ребенка.

·      Не  впадать  в  отчаяние  и  депрессию,  если  ребенок  отказывается  от  вашей  помощи.

·      Не  пытаться  прожить  жизнь  за  ребенка.

·      Признать  в  ребенке  самостоятельную  личность  со  своими   желаниями  и  стремлениями.

Самое  важное,  что  вы  можете  сделать  по  отношению  к  себе  и  своему  ребенку – это  взять  собственную  жизнь  в  свои  руки.  Сделать  ее  такой,  какой  вы  хотите,  тогда  и  жизнь  вашего  ребенка  изменится  к  лучшему.

 

[ · Скачать весь документ (5.5 МБ) ] 28.08.2012, 15:56

Категория: Семья и семейные ценности | Добавил: Администратор
Просмотров: 7734 | Загрузок: 1151 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]